ГДЕ
ЭТО ПРОИСХОДИЛО?

Раздел рассказывает о географии массовых репрессий.


Этот блок посвящен разговору о том, где происходили советские массовые политические репрессии. Адекватным ответом на этот вопрос будет такой: на всей территории СССР.
Илья Удовенко
Старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Музея истории ГУЛАГа
Книги памяти сегодня существуют или находятся в процессе составления практически в каждом регионе бывшего СССР. Сеть лагерей была огромной и распространялась от центральных районов до самых крайних точек страны. Сегодня нам сложнее представить не Колыму, а лагеря в центральных крупных городах, в Москве.
Природные условия, в которых жили и работали заключенные, были самыми разными – от степной жары до 50-градусного мороза.
Занятия заключенных также очень сильно зависели от природных особенностей края: где-то это были лесозаготовительные работы, а в других местах, например, добыча урана для советского атомного проекта.
КАРТА ГУЛАГа
Работа с интерактивной картой, на которую нанесены все известные исправительно-трудовые лагеря, помогает лучше представить географию массовых репрессий. Задание продолжает задание "Линия времени" раздела "Когда это случилось?"
ЗАДАНИЕ 1
В этом задании предложите учащимся познакомиться с интерактивной картой ГУЛАГа: gulagmap.ru. Она содержит информацию о всех известных исправительно-трудовых лагерях, статистические данные, сведения о городах и поселках, при строительстве которых применялся принудительный труд.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Репрессированных, осужденных к лишению свободы, как правило, отправляли в исправительно-трудовые лагеря, где использовался принудительный труд заключенных. Через систему лагерей за все время их существования прошло около 20 миллионов человек, из них осужденных по политическим мотивам было около 5 миллионов.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Ознакомьтесь с базой данных, чтобы рассказать классу о принципах ее работы.
Чтобы прокомментировать статьи, по которым были осуждены репрессированные, вы можете воспользоваться выдержками из Уголовного кодекса РСФСР в редакции 1926 года о государственных преступлениях. Его же можно раздать в классе или вывести на электронной доске.
Выдержки из УК РСФСР в редакции 1926 г. о государственных преступлениях
ШАГ 1
Предложите учащимся познакомиться с интерактивной картой ГУЛАГа: gulagmap.ru.
Разделите класс на группы и организуйте работу по группам. Представитель каждой группы выбирает на линии времени из предыдущего задания стикер с информацией о человеке, осужденном к лишению свободы. Из этих данных выбирается год осуждения.
Попросите каждую группу открыть карту в тот год, в который был осужден человек в выбранной ими карточки, и выбрать любой лагерь, существовавший в этот период. Предложите каждой группе ответить на следующие вопросы:
ПОДГОТОВКА
ШАГ 2
ШАГ 3
Вам понадобятся стикеры (листки) двух цветов.
Задание может быть выполнено совместно всем классом, индивидуально или в малых группах по 3-5 человек.
— Как можно охарактеризовать лагерь: период существования, местоположение, основные виды работ и т.п.?
— Какое количество заключенных было в лагере в этот год?
— Что вы знаете о регионе, где находится лагерь? Какой в этой местности климат и какая там природа?
Организуйте общее обсуждение в классе. Каждая группа должна поделиться результатами своей работы.
ШАГ 4
Интерактивная карта ГУЛАГа – мультимедийный проект Музея истории ГУЛАГа.
ДВЕРИ ГУЛАГа
Задание построено на работе с экспонатами из коллекции Музея истории ГУЛАГа. Двери различных зданий и помещений позволяют визуализировать масштаб и географию массовых репрессий.
ЗАДАНИЕ 2
Учащиеся работают с экспонатами Музея истории ГУЛАГа — дверями тюремных камер, лагерных бараков и гражданских зданий, связанных с историей ГУЛАГа и массовых репрессий.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Задание можно дополнить работой с интерактивной картой ГУЛАГа gulagmap.ru или онлайн-картами (Яндекс.Карты, Google Карты и пр.). При наличии времени и владении инструментами онлайн-карт можно вместе с учащимися нанести на карту точки, откуда были привезены двери.
В задании используются следующие документы:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
Письмо Лены Липской И.В. Сталину от 20 января 1953 г. – Архив Музея истории ГУЛАГа, ГМИГ КП-3449
Приказ № 00447 от 30 июля 1937 г. - Коллекция документов. НИПЦ "Мемориал"
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Распечатайте материалы для учащихся.
Материалы для раздачи учащимся
ШАГ 1
Раздайте учащимся (в малые группы или индивидуально каждому) описания и фотографии экспонатов музея — дверей из тюрем, лагерей, мест, связанных с судьбами репрессированных людей.
Обратите внимание учащихся на описание экспоната: откуда он был взят, где был найден, и на «легенду» предмета.
После самостоятельной работы попросите учащихся найти и при наличии технической возможности обозначить на карте страны (интерактивной доске) точки, где эти предметы были найдены.
ПОДГОТОВКА
ШАГ 2
ШАГ 3
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы об экспонатах и местах, откуда они были привезены.
Приказ № 00486 от 15 августа 1937 г. - Коллекция документов. НИПЦ "Мемориал"
Письмо на обрывке ткани, написанное Беллой Драгунской детям Давиду, Карлу, Ноэми, Майе. Архив семьи Драгунских
Указ Президиума Верховного совета СССР о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории от 7 марта 1944 г. – ГАРФ
Статья в газете «Правда» от 13 января 1953 г. «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров – врачей» – Научная библиотека ГАРФ
Постановление о «красном терроре» от 5 сентября 1918 г. - РГАСПИ
Заключение по следственному делу Городина, 1928 г. - Государственный архив Харьковской области (Украина)
Справка о состоянии содержания заключенных в Средне-Бельском лагере НКВД от 1 марта 1941 г. – ГАРФ
Повестка к заседанию Особого совещания НКВД от 4 октября 1937 г. - Архив УФСБ России по Омской области
ДОВОЕННЫЙ НОРИЛЬСК
Задание позволяет обозначить на карте судьбу конкретного человека и визуализировать местность, в которой он отбывал наказание.
ЗАДАНИЕ 3
В этом задании мы будем работать с фрагментами текста репрессированного ученого, историка и этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912—1992). Используйте интерактивную карту ГУЛАГа (gulagmap.ru). Найдите Норильск и познакомьтесь с информацией о Норильском ИТЛ.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Лев Николаевич Гумилев родился в 1912 году в Царском Селе в семье известных поэтов А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева. Историк-этнолог, востоковед, археолог, географ. Автор пассионарной теории этногенеза.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Распечатайте материалы задания для учащихся.
Материалы для раздачи учащимся
ШАГ 1
Разделите учащихся на группы произвольным образом.
Предложите ученикам ознакомиться с фрагментом описания природы и местности Норильска из воспоминаний Льва Гумилева.
После ознакомления с текстом организуйте обсуждение в группах со следующими вопросами:
ПОДГОТОВКА
ШАГ 2
ШАГ 3
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы о судьбе Л.Н. Гумилева.
Вы можете дополнить выполнение задания рассказом о Л.Н. Гумилеве, обозначить его вклад в науку страны, рассказать о судьбе родителей — Анны Ахматовой и Николая Гумилева.
После окончания школы, в 1930—1933 годах, работал на производстве с целью получения рабочего стажа, необходимого для поступления в университет. Участвовал в геологических и археологических экспедициях (Прибайкалье, Таджикистан).
В 1933 и 1935 годах Гумилев дважды был арестован за «антисоветские разговоры» и освобожден по причине «отсутствия состава преступления».
11 февраля 1938 года последовал третий арест. Гумилев обвинялся по ст. 58-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) и ст. 58-11 (участие в контрреволюционной организации) УК РСФСР. Приговор: 5 лет ИТЛ. Гумилева этапировали на Беломорско-Балтийский канал. Осенью 1939 года отправлен в порт Дудинку, затем в город Норильск. Работал на медно-никелевом руднике.
В 1943 году Гумилев был освобожден. Участвовал в геологоразведочных экспедициях. В 1944-м ушел добровольцем на фронт, участвовал в Берлинской операции. После окончания войны поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. В декабре 1948 года защитил кандидатскую диссертацию.
6 ноября 1949 года Гумилев арестован в четвертый раз. 13 сентября 1950 года постановлением Особого совещания при МГБ СССР приговорен к 10 годам особых лагерей за принадлежность к антисоветской группе, террористические намерения и антисоветскую агитацию. Отбывал наказание в особых лагерях — Луговом (Казахстан), Песчаном (Казахстан) и Камышовом (Кемеровская область).
11 мая 1956 года Гумилев был освобожден и 2 июня того же года реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР.
— Как связано состояние человека с климатом, природой местности?
— Что происходит с человеком в течение года?
— Откуда черпали силы заключенные, отбывающие наказание в лагерях?
ВОСПОМИНАНИЯ О ЛАГЕРЯХ
Истории, рассказанные людьми, прошедшими через лагеря — важный источник информации, помогающий лучше понять обстоятельства массовых репрессий.
ЗАДАНИЕ 4
В этом задании предлагается поработать с фрагментами видеоинтервью — материалами проекта «Мой ГУЛАГ» Музея истории ГУЛАГа. По итогам задания вы можете познакомить учащихся с проектом, в рамках которого записываются воспоминания пострадавших от репрессий. Во время обсуждения можно продемонстрировать сайт проекта с превью разных видео: mygulag.ru.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
В рамках проекта «Мой ГУЛАГ» Музей истории ГУЛАГа собирает воспоминания людей, которых коснулись репрессии. Бывшие узники лагерей, дети расстрелянных родителей, дети, рожденные в лагерях, отнятые у родителей и нашедшие свои семьи спустя десятилетия, и даже работники системы НКВД рассказывают о том, что для них ГУЛАГ.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Предложите учащимся посмотреть видеоинтервью с людьми, прошедшими лагерь. Попросите записывать в процессе просмотра основные мысли и высказывания.
Попросите учащихся обсудить увиденное и записать основные мысли на доске или флипчарте.
Подведите итог и расскажите учащимся, что подобный опыт переживали миллионы репрессированных советских граждан.
Воспоминания о лагерях
ШАГ 1
ШАГ 2
На сайте публикуются видеоинтервью, биографии, документы и фотографии респондентов проекта. Всего записано уже более 200 интервью.
Героем проекта может стать любой человек, имеющий личные воспоминания о репрессиях. Прежде всего это люди, которые сами были репрессированы, прошли через лагеря и ссылки. Если у вас есть такие знакомые, музей готов организовать съемку интервью.
ШАГ 3
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подведите итоги третьего раздела, используя информацию ниже. Если позволяет время, можно показать учащимся видео с комментарием эксперта.
События периода массовых репрессий происходили на всей территории СССР. На сегодняшний день в регионах составлено множество Книг памяти, где перечислены имена тех людей, которые стали жертвами репрессий.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАЗДЕЛА
Комментарий эксперта
Илья Удовенко, cтарший научный сотрудник
Научно-исследовательского отдела Музея истории ГУЛАГа
Бутово (Москва), Коммунарка (Москва), Левашовская пустошь (Санкт-Петербург), Куропаты (Минск), Сандармох (Карелия) – крупнейшие места массовых захоронений и расстрелов на территории бывшего СССР.
В настоящее время в России и в бывших республиках СССР установлено свыше 900 памятников и памятных знаков жертвам политических репрессий.
1
2
3
Картотека захоронений и памятных мест собрана на портале mapofmemory.org (расскажите об этом ресурсе учащимся).
Памятники жертвам политических репрессий на территории бывшего СССР: sakharov-center.ru (расскажите об этом ресурсе учащимся).
© Государственный музей истории ГУЛАГа, 2018
© Фонд Памяти, 2018