КАК
ЭТО ПРОИСХОДИЛО?

Этот раздел рассказывает о механизме массовых политических репрессий и знакомит с личными историями репрессированных.

В период сталинской репрессивной политики стать жертвой карательной системы мог любой человек за неосторожно сказанное слово, за сотрудничество или просто знакомство с уже репрессированным. Ни у кого не было гарантий безопасности.
Константин Андреев
Руководитель Образовательного центра
Музея истории ГУЛАГа
Многие из арестованных были уверены, что по отношению к ним была совершена персональная ошибка. Человек не знал, что произойдет с ним завтра, останется ли он жив, узнают ли о его судьбе родные.
Семьи репрессированных подвергались гонениям, родственников могли выгнать с работы или арестовать, исключить из института, существовали специальные лагеря для жен изменников родины.
Особенно тяжелой была судьба детей репрессированных родителей: в лучшем случае их забирали к себе родные, в других случаях – они попадали в детские дома, специальные учреждения для детей «врагов народа».
РАБОТА С ВИДЕОИНТЕРВЬЮ
Воспоминания людей, которые пережили определенные события, фиксируются по-разному. Один из таких форматов – видеоинтервью.
ЗАДАНИЕ 1
В этом задании мы будем работать с воспоминаниями людей, пострадавших от репрессий. В предложенном видео – фрагмент воспоминаний Зои Ивановны Выскребенцевой, которая была арестована в 1948 году и отправлена в особый лагерь. Видео взято из архива проекта «Мой ГУЛАГ» mygulag.ru.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Существуют разные способы сохранения информации о прошлом. Один из них – запись воспоминаний. Это один из важных источников знаний об истории массовых политических репрессий: нередко подробности восстанавливаются именно по материалам дневников и воспоминаний тех, кто прошел через лагеря системы ГУЛАГа.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Кратко расскажите учащимся о проекте "Мой ГУЛАГ" и предложите посмотреть фрагмент видеоинтервью Зои Ивановны Выскребенцевой. Она является непосредственным участником событий и отбывала срок в особом лагере.
После просмотра организуйте обсуждение увиденного в группах или всем классом. Можно использовать следующие вопросы:
— Почему человек воспринимал свой арест как ошибку и надеялся ли, что в его деле «скоро разберутся», и он вернется домой?
— Какие способы допроса применяли к Зое Ивановне?
— Как Зоя Ивановна переживала предварительное заключение, как влияла на нее тюрьма во время следствия?
— Как Зоя Ивановна переживала свой приговор, как отнеслась к тому, что приговор выносился без суда (Особым совещанием)?
— Была ли у Зои Ивановны надежда на то, что разберутся с этим «недоразумением»?
— Зачем заключенным давали номера вместо имен, и что испытывал человек при этом?
— Как может быть восстановлена справедливость по отношению к людям, подвергнувшимся репрессиям?
Интервью Зои Ивановны Выскребенцевой
ШАГ 1
ШАГ 2
Для подготовки к обсуждению заранее познакомьтесь с полной версией видеоинтервью Зои Ивановны Выскребенцевой и ее биографией на сайте проекта «Мой ГУЛАГ» (mygulag.ru/vyskrebentseva_zoya), а также с другими интервью репрессированных.
ВОСПОМИНАНИЯ О ЛАГЕРЕ
В этом задании мы предлагаем создать представление о механизме массовых репрессий через судьбу одного человека.
ЗАДАНИЕ 2
Задание ориентировано на старшеклассников (10—11 классы). Мы предлагаем посмотреть и обсудить видеофрагмент с воспоминаниями о лагере Юрия Львовича Фидельгольца.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Для подготовки к обсуждению Вы можете заранее познакомиться с полной версией видеоинтервью Юрия Львовича Фидельгольца и его биографией на сайте проекта «Мой ГУЛАГ» (mygulag.ru/fidelgolts_yuriy), а также с другими интервью репрессированных.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Материалы для раздачи учащимся
ПОДГОТОВКА
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы о судьбе Фидельгольца. Если хотите использовать стихотворение в качестве дополнительного материала, распечатайте его.
В качестве дополнительного материала можно использовать его стихотворение, посвященное одному из эпизодов лагерной жизни.
Предложите учащимся посмотреть видеофрагмент воспоминаний Фидельгольца и попросите их сформулировать основную мысль, заложенную в его рассказе.
После просмотра попросите высказаться желающих или представителей групп, если работа ведется по группам. Основные мысли зафиксируйте на доске или флипчарте.
Подведите итог и расскажите учащимся, что подобный опыт переживали миллионы репрессированных советских граждан.
Интервью Юрия Фидельгольца
ШАГ 1
ШАГ 2
ШАГ 3
РАЗМЕРЫ КАМЕР
В этом задании мы будем работать с текстом воспоминаний человека, пережившего репрессии, и узнаем больше об условиях содержания в камере предварительного заключения.
ЗАДАНИЕ 3
Мы предлагаем поработать с текстом воспоминаний Виссариона Николаевича Пилищука. Текст содержит данные о размере камеры предварительного заключения и количестве заключенных, которые находились в ней единовременно. Мы предлагаем осмыслить и лучше представить условия, в которых оказывались арестованные, с помощью небольшого эксперимента.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Материалы для раздачи учащимся
ШАГ 1
Попросите учащихся познакомиться с текстом воспоминаний Пилищука.
Дайте задание найти в тексте информацию о размере камеры, в которой находился в период «следствия» автор, и сопоставить количество человек с площадью камеры.
Предложите ученикам с помощью малярного скотча обозначить на полу класса контур тюремной камеры указанного размера (12 м2) и попробовать встать внутри этого контура тем количеством человек, которое зафиксировано в воспоминаниях (24 человека).
ПОДГОТОВКА
ШАГ 2
ШАГ 3
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы об авторе воспоминаний и его опыте. Подготовьте необходимые материалы для выполнения задания: малярный скотч и пространство в классе или коридоре школы.
Важно: задание требует содержательного подхода, в нем недопустимы ирония или игра.
Распечатайте материалы задания.
Подведите итог, дав возможность учащимся высказаться или задать вопросы.
ШАГ 4
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ДЕТСТВО
Репрессивные меры затрагивали не только взрослых людей, но и их детей. Подробнее познакомиться с их судьбой можно, например, посмотрев видеоинтервью.
ЗАДАНИЕ 4
В этом задании мы предлагаем посмотреть два видеофрагмента интервью из архива проекта «Мой ГУЛАГ» и обсудить увиденное.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Для подготовки к обсуждению вы можете заранее познакомиться с полным вариантом видеоинтервью Маргариты Даниловны Андрющенко и ее биографией на сайте проекта «Мой ГУЛАГ» (mygulag.ru/
andrushenko_margarita
), а также с другими интервью детей репрессированных родителей.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Материалы для раздачи учащимся
ПОДГОТОВКА
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы о судьбе героини и ее историческом контексте. Если вы собираетесь раздавать документы учащимся в качестве вспомогательного материала, распечатайте их.
Предложите ученикам посмотреть первый фрагмент видеоинтервью Маргариты Андрющенко.
После просмотра попросите попробовать спрогнозировать судьбу героини после ареста родителей. Можете раздать учащимся распечатанные документы.
Организуйте обсуждение со следующими вопросами:
— Что могло произойти с Маргаритой Даниловной после ареста родителей?
— Как вы думаете, забрали ли ее в специальное детское учреждение? (обоснуйте ответ)
— Как вы думаете, забрали ли ее родственники к себе? (обоснуйте ответ)
— Как вы думаете, чем грозило взятие опеки над ребенком репрессированных родителей? (обоснуйте ответ)
Интервью Маргариты Андрющенко - фрагмент 1
ШАГ 1
ШАГ 2
ШАГ 3
Посмотрите документы в материалах задания:
— Выписку из Протокола №51 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 июля 1937 года;
— Приказ наркома внутренних дел СССР «Об операции по репрессированию жен и изменников Родины» от 15 августа 1937 года;
— Описание возможных действий в отношении детей репрессированных (по разным возрастным категориям).
После обсуждения покажите классу второй видеофрагмент воспоминаний Маргариты Андрющенко, в котором она рассказывает, что с ней случилось после ареста родителей.
ШАГ 4
Интервью Маргариты Андрющенко - фрагмент 2
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подведите итоги четвертого раздела, используя информацию ниже. Если позволяет время, можно показать учащимся видео с комментарием эксперта.
С первых лет власти большевиков создавался репрессивный аппарат, который, в том числе, обладал внесудебными полномочиями.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАЗДЕЛА
Комментарий эксперта
Константин Андреев, руководитель Образовательного центра Музея истории ГУЛАГа
Механизм репрессий вступал в противоречие с существовавшим законодательством и основным законом страны — советской Конституцией.
Любого человека могли арестовать, обвинить в контрреволюционных преступлениях или применить наказание, несоизмеримое преступлению. Во время следствия часто использовались пытки, шантаж, угрозы и обещания не применять репрессивных мер к близким. Людей нередко приговаривали к расстрелу или заключению в лагерях без суда.
1
2
3
Репрессии и притеснения, как правило, затрагивали всех членов семьи репрессированного.
4
Сегодня по архивным документам мы знаем, что главным инициатором массовых репрессий было высшее руководство страны и лично Иосиф Сталин.
5
© Государственный музей истории ГУЛАГа, 2018
© Фонд Памяти, 2018