КОГДА
ЭТО ПРОИСХОДИЛО?

Раздел рассказывает о ключевых датах и продолжительности массовых репрессий.

Этот раздел посвящен хронологии политических репрессий, периодам подъема и спада карательной политики советской власти.
Татьяна Полянская
Cтарший научный сотрудник
Научно-исследовательского отдела Музея истории ГУЛАГа,
кандидат исторических наук
В сознании многих людей репрессии ассоциируются исключительно с периодом правления И.В. Сталина, хотя преследования по политическим мотивам начались сразу после октябрьской революции. В основе репрессий лежала марксистская идеология, основанная на классовой борьбе.
В годы сталинской власти государственный террор приобрел массовый характер. Наивысший пик репрессий пришелся на 1937-1938 гг., этот период вошел в историю под названием Большой террор.
После смерти Иосифа Сталина политические репрессии перестали носить массовый характер. В то же время люди альтернативных политических взглядов (их называли диссидентами) продолжали подвергаться преследованиям со стороны советской власти вплоть до конца 80-х годов. В эти годы, наряду с лишением свободы, использовались и такие формы подавления инакомыслия, как карательная психиатрия, насильственное выселение за пределы страны, лишение гражданства и др.
Уголовная ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду была отменена только в сентябре 1989 года.
ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
В этом задании мы визуализируем информацию, найденную в базе данных жертв политических репрессий. Это помогает лучше понять хронологию и динамику развития массовых репрессий.
ЗАДАНИЕ 1
В предыдущем разделе учащиеся записали на листках краткие биографии репрессированных людей, найденные в базе данных жертв политических репрессий base.memo.ru. Теперь перед нами стоит задача визуализировать их и представить в виде линии времени с нанесенными на нее отметками.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Перед началом упражнения нужно обозначить в пространстве линию времени. Это можно сделать, например, при помощи малярного скотча на доске или стене, отметив маркером интервалы времени (годы). Можно обозначить линию времени на пробковой или маркерной доске.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
Важно: мультимедийные средства обучения, интерактивные доски лучше не использовать - потеряется механика и тактильность задания.
Для выполнения задания можно также разделить учащихся на малые группы по 3-5 человек. В этом случае предложите каждой группе создать свою линию времени (при условии, что ранее каждый учащийся нашел и записал информацию сразу о нескольких людях).
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Ознакомьтесь с базой данных, чтобы рассказать классу о принципах ее работы.
Чтобы прокомментировать статьи, по которым были осуждены репрессированные, вы можете воспользоваться выдержками из Уголовного кодекса РСФСР в редакции 1926 года о государственных преступлениях. Его же можно раздать в классе или вывести на электронной доске.
Выдержки из УК РСФСР в редакции 1926 г. о государственных преступлениях
ШАГ 1
Попросите учащихся нанести на общую линию времени (таймлайн) стикеры с информацией о людях из предыдущего задания. Информация о тех, кто был расстрелян, записывается на стикерах одного цвета (например, красного), а информация о выживших – на стикерах другого цвета (например, желтого). Местом крепления стикера на Линии времени служит дата ареста человека.
Когда учащиеся разместят все стикеры, предложите им обсудить получившуюся визуальную модель и ответить на вопросы:
— Как сгруппированы стикеры (информация об арестах людей)? – по годам, по цвету.
После поиска предложите учащимся по очереди или в каком-то определенном порядке назвать фамилии, имена и род деятельности людей, найденных ими в базе данных.
ПОДГОТОВКА
ШАГ 2
ШАГ 3
Вам понадобятся стикеры (листки) двух цветов.
— В каком периоде на Линии оказалось наибольшее количество стикеров (арестов)?
СТАТИСТИКА РЕПРЕССИЙ
Сопоставление статистики с историческими фактами помогает представить масштаб событий.
ЗАДАНИЕ 2
В этом задании учащиеся работают со статистическими данными: совмещают части утверждений из двух столбцов, чтобы оценить масштаб массовых репрессий и количество их жертв.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Задание может быть выполнено как всем классом или в малых группах, так и индивидуально. Материалы можно распечатать на отдельных бланках или вывести на экран.
Данные о репрессированных в советское время гражданах находятся в разных источниках.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
Следственные дела и официальные документы хранятся в архивах ведомств (архивы ФСБ, МВД, УФСИН) и государственных архивах (Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив социально-политической истории, архивы новейшей истории и другие).
Часть данных оцифрована и представлена в базах данных. Они включают данные о тех репрессированных, кто был реабилитирован, известные на сегодняшний день. Исследователи и родственники репрессированных регулярно дополняют эти данные, но базы остаются неполными.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Если вы планируете раздавать учащимся материалы задания, распечатайте их заранее.
Материалы для раздачи учащимся
ШАГ 1
Предложите учащимся поработать со сведениями, отражающими количество репрессированных по разным основаниям. Учащимся нужно сопоставить первую и вторую части утверждения.
После выполнения работы продемонстрируйте правильный вариант выполнения задания, прокомментируйте информацию.
ПОДГОТОВКА
ШАГ 2
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы о цифрах и событиях.
Вы можете дать комментарии при обозначении правильных ответов. Необходимо помнить, что задание призвано раскрыть ответ на вопрос «Когда?». Для этого приведены утверждения о массовых репрессиях в разные годы советской власти.
ЛИЧНЫЕ ДНЕВНИКИ
Личные дневники – важный источник информации. Работа с этими материалами позволяет проследить, как разные люди переживали события истории XX века, что думали и чувствовали.
ЗАДАНИЕ 3
Задание направлено на работу с дневниковыми записями времен советских массовых репрессий. Они позволяют фиксировать эмоции и реакции их авторов на те или иные события. В ходе выполнения задания учащиеся прочитают фрагменты воспоминаний и проанализируют их содержание.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Фрагменты дневников выбраны из книг и оцифрованных дневников людей, пострадавших от репрессий. Другие дневники можно найти в библиотеке Музея истории ГУЛАГа или в корпусе электронных дневников «Прожито» на сайте prozhito.org.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Распечатайте материалы задания для учащихся.
Материалы для раздачи учащимся
ШАГ 1
Распределите учащихся по группам и раздайте распечатанные фрагменты дневников разного времени (1920, 1938, 1945, 1953 годов). Дайте ребятам время для знакомства с материалами.
После знакомства с материалами в группах предложите учащимся сделать вывод о том, в какое время была сделана запись и какие сведения подтверждают это. Попросите ребят выделить ключевую информацию из каждого фрагмента.
Попросите каждую группу озвучить основную информацию по изученному фрагменту. В случае допущения ошибок, корректно дополняйте и комментируйте сделанные учащимися выводы.
ПОДГОТОВКА
ШАГ 2
ШАГ 3
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы об авторах дневников и их судьбах.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Основной источник информации о тех или иных исторических событиях — документы. Историки много работают в архивах и вводят документы в научный оборот, анализируя и сопоставляя их содержание.
ЗАДАНИЕ 4
Задание направлено на работу с разными типами исторических источников: письмами, приказами, указами, газетными статьями и другими.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Задание может выполняться в группах, попарно или индивидуально. Определите это исходя из целесообразности, количества учащихся, групповой динамики в классе.
В задании используются следующие документы:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ?
Письмо Лены Липской И.В. Сталину от 20 января 1953 года — Архив Музея истории ГУЛАГа, ГМИГ КП-3449;
Приказ № 00447 от 30 июля 1937 года — Коллекция документов. НИПЦ "Мемориал";
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
Распечатайте материалы для учащихся.
Перед началом выполнения задания обозначьте в классе линию времени (мы давали комментарии об этом в задании «Линия времени»).
Материалы для раздачи учащимся
ШАГ 1
Раздайте копии документов учащимся. Если учащиеся работают в группах, в каждую группу выдается несколько документов. Если индивидуально — выдается один документ на человека.
Сформулируйте учащимся их задачу:
После закрепления заполненных бланков на Линии времени, дайте возможность высказаться представителям от каждой группы или подведите итог другими средствами (беседой, обсуждением, опросом).
ПОДГОТОВКА
ШАГ 2
ШАГ 3
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы о документах.
Приказ № 00486 от 15 августа 1937 года — Коллекция документов. НИПЦ "Мемориал";
Письмо на обрывке ткани, написанное Беллой Драгунской детям Давиду, Карлу, Ноэми, Майе. Архив семьи Драгунских
Указ Президиума Верховного совета СССР о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории от 7 марта 1944 года — ГАРФ;
Статья в газете «Правда» от 13 января 1953 года «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров — врачей» — Научная библиотека ГАРФ;
Постановление о «красном терроре» от 5 сентября 1918 года — РГАСПИ;
Заключение по следственному делу Городина, 1928 года — Государственный архив Харьковской области (Украина);
Справка о состоянии содержания заключенных в Средне-Бельском лагере НКВД от 1 марта 1941 года — ГАРФ;
Повестка к заседанию Особого совещания НКВД от 4 октября 1937 года — Архив УФСБ России по Омской области.
— Прочитать документ;
— Проанализировать документ;
— Определить по документу дату описываемых репрессивных действий и объект репрессий (против кого репрессии были применены/направлены);
— Заполнить бланк (лист);
— Разместить бланк на обозначенной учителем Линии времени.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подведите итоги первого раздела, используя информацию ниже. Если позволяет время, можно показать учащимся видео с комментарием эксперта.
Массовые репрессии начались сразу после прихода к власти большевиков в 1917 году, а в 1918 году появился документ, провозглашавший террор государственной программой, – Постановление Совета Народных Комиссаров "О красном терроре".
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАЗДЕЛА
Комментарий эксперта
Татьяна Полянская, cтарший научный сотрудник
Научно-исследовательского отдела Музея истории ГУЛАГа, кандидат исторических наук
С 1918 года стали открываться концлагеря.
Террор развивался волнообразно, были пики и спады. Одними из пиковых стали 1937 и 1938 годы, вошедшие в историю как время Большого террора. Репрессии этих лет беспрецедентны по числу жертв.
1
2
3
Преследования по политическим мотивам не прекращались вплоть до распада СССР, но массовые репрессии такого масштаба прекратились со смертью Сталина в 1953 году, тогда же стала постепенно сворачиваться система лагерей.
4
© Государственный музей истории ГУЛАГа, 2018
© Фонд Памяти, 2018