В этом задании мы предлагаем посмотреть два видеофрагмента интервью из архива проекта «Мой ГУЛАГ» и обсудить увиденное.
Для подготовки к обсуждению вы можете заранее познакомиться с полным вариантом видеоинтервью Маргариты Даниловны Андрющенко и ее биографией на сайте проекта «Мой ГУЛАГ» (
mygulag.ru/
andrushenko_margarita), а также с другими интервью детей репрессированных родителей.
Материалы для раздачи учащимся
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы о судьбе героини и ее историческом контексте. Если вы собираетесь раздавать документы учащимся в качестве вспомогательного материала, распечатайте их.
Предложите ученикам посмотреть первый фрагмент видеоинтервью Маргариты Андрющенко.
После просмотра попросите попробовать спрогнозировать судьбу героини после ареста родителей. Можете раздать учащимся распечатанные документы.
Организуйте обсуждение со следующими вопросами:
— Что могло произойти с Маргаритой Даниловной после ареста родителей?
— Как вы думаете, забрали ли ее в специальное детское учреждение? (обоснуйте ответ)
— Как вы думаете, забрали ли ее родственники к себе? (обоснуйте ответ)
— Как вы думаете, чем грозило взятие опеки над ребенком репрессированных родителей? (обоснуйте ответ)
Интервью Маргариты Андрющенко - фрагмент 1
Посмотрите документы в материалах задания:
— Выписку из Протокола №51 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 июля 1937 года;
— Приказ наркома внутренних дел СССР «Об операции по репрессированию жен и изменников Родины» от 15 августа 1937 года;
— Описание возможных действий в отношении детей репрессированных (по разным возрастным категориям).
После обсуждения покажите классу второй видеофрагмент воспоминаний Маргариты Андрющенко, в котором она рассказывает, что с ней случилось после ареста родителей.
Интервью Маргариты Андрющенко - фрагмент 2