Задание направлено на работу с разными типами исторических источников: письмами, приказами, указами, газетными статьями и другими.
Задание может выполняться в группах, попарно или индивидуально. Определите это исходя из целесообразности, количества учащихся, групповой динамики в классе.
В задании используются следующие документы:
Письмо Лены Липской И.В. Сталину от 20 января 1953 года — Архив Музея истории ГУЛАГа, ГМИГ КП-3449;
Приказ № 00447 от 30 июля 1937 года — Коллекция документов. НИПЦ "Мемориал";
Распечатайте материалы для учащихся.
Перед началом выполнения задания обозначьте в классе линию времени (мы давали комментарии об этом в задании «Линия времени»).
Материалы для раздачи учащимся
Раздайте копии документов учащимся. Если учащиеся работают в группах, в каждую группу выдается несколько документов. Если индивидуально — выдается один документ на человека.
Сформулируйте учащимся их задачу:
После закрепления заполненных бланков на Линии времени, дайте возможность высказаться представителям от каждой группы или подведите итог другими средствами (беседой, обсуждением, опросом).
Ознакомьтесь с материалами задания заранее, чтобы вы могли ответить на вопросы о документах.
Приказ № 00486 от 15 августа 1937 года — Коллекция документов. НИПЦ "Мемориал";
Письмо на обрывке ткани, написанное Беллой Драгунской детям Давиду, Карлу, Ноэми, Майе. Архив семьи Драгунских
Указ Президиума Верховного совета СССР о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории от 7 марта 1944 года — ГАРФ;
Статья в газете «Правда» от 13 января 1953 года «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров — врачей» — Научная библиотека ГАРФ;
Постановление о «красном терроре» от 5 сентября 1918 года — РГАСПИ;
Заключение по следственному делу Городина, 1928 года — Государственный архив Харьковской области (Украина);
Справка о состоянии содержания заключенных в Средне-Бельском лагере НКВД от 1 марта 1941 года — ГАРФ;
Повестка к заседанию Особого совещания НКВД от 4 октября 1937 года — Архив УФСБ России по Омской области.
— Проанализировать документ;
— Определить по документу дату описываемых репрессивных действий и объект репрессий (против кого репрессии были применены/направлены);
— Заполнить бланк (лист);
— Разместить бланк на обозначенной учителем Линии времени.